Уже
с трех месяцев жизни можно учить малыша самостоятельно схватывать и
удерживать предметы. Первыми такими предметами являются игрушки.
Подготовка
к самостоятельным действиям происходит по двум направлениям: с одной
стороны – ребенок начинает чувствовать свои действия и их результаты, а
с другой – складывается сенсомоторная координация, т.е. согласованность
восприятия и действия. Чувство своего движения складывается в первые
месяцы жизни, благодаря постоянному столкновению ручек и ножек младенца
с окружающими предметами. Взрослые могут помочь малышу, усилив звуковой
или зрительный эффект его движений. Например, маленький бубенчик или
колокольчик можно пришить к специальной манжетке (из мягкой ткани или
трикотажа), которую надевают на ручку или ножку ребенка. Это поможет
малышу овладевать своими движениями и самому производить мелодичные
звуки. Позднее малыш научится сам произвольно управлять колокольчиками
и будет самостоятельно «звенеть», что принесет ему огромное
удовольствие.
Очень большое впечатление производит на малыша
воздушный шарик с легким газом, привязанный к его ручке или ножке.
Младенец будет охотно двигаться и с восторгом наблюдать за
передвижениями шарика. Все эти простые занятия очень полезны в первом полугодии, поскольку учат управлять своими движениями, владеть телом. Одновременно
нужно развивать согласованность руки и глаза и готовить ручку малыша к
целенаправленному схватыванию предметов. В 2-3 месяца можно вкладывать
погремушку в ручку ребенка – он будет махать ею, стучать, трясти. Для
таких простых действий нужны легкие, удобные для захватывания и
удержания погремушки. Научившись зажимать игрушку в кулачок, малыш
будет рассматривать ее, отодвигать, приближать и конечно тянуть в рот.
Первые погремушки должны быть по возможности яркими и привлекательными.
Однако нужно помнить, что привлекательность игрушки для младенца
зависит прежде всего от присутствия и действий близкого взрослого –
ребенку больше всего нравятся те игрушки, которые показывает мама.
Между
четвертым или пятым месяцем (у некоторых возможно несколько раньше) в
жизни малыша происходит чрезвычайно важное событие - он начинает
целенаправленно тянуться рукой к предмету, схватывать его и действовать
с ним. В детской психологии это явление называют «актом хватания». Это
настоящая революция для ребенка первого года жизни, которая открывает
новый период его развития, с новыми играми и игрушками.