Многие родители задаются вопросом «Как научить ребенка пользоваться горшком?». Изучив
рекомендации специалистов по этому вопросу (Споком, Т. Берри
Брэзелтоном, Пенелопой Лич и многими другими специалистами), мы пришли
к выводу, что все специалисты в той или иной степени склоняются к
одному и тому же подходу. Обобщив их рекомендации можно дать несколько основных советов:
[b]Подождите, пока ребенку исполнится хотя бы два года и станут очевидными его способности: • Понимать и произносить слова, обозначающие мочу и фекалии («пи-пи», «а-а» и т.п.) • Выполнять простые указания • Спускать и натягивать штанишки • Понимать, когда подгузник мокрый или испачкан и просить сменить его • Оставаться сухим в течение примерно двух часов после смены подгузника • Иметь регулярный стул • Гордиться тем, что научился новому • Подражая вам или кому-то другому, пользоваться туалетом
Ваш
ребенок должен первым проявить к этому интерес. Не следует учить его
пользоваться горшком, если он не спрашивает об этом или никак не
демонстрирует любопытства к горшку и тому, как им пользоваться.
Мы назвали приведенный выше подход так: «ключевая роль ребенка в обучении его умению пользоваться горшком».
Основой такого подхода является убежденность в том, что дети растут и
развиваются в соответствии с их собственным «графиком». Придет время, и
ваш малыш сам обратит внимание на то, что взрослые не носят
подгузников, а пользуются туалетом. Мальчик или девочка тоже захотят
быть взрослыми и надевать такое же белье, как мама и папа. К этому
времени ребенок уже имеет физическую способность осознавать, когда
наступает время сходить на горшок, может самостоятельно справиться с
одеждой - и все это по собственной воле, безо всякой борьбы. Так что
родителям не стоит беспокоиться, если малыш счастлив в подгузнике и
совершенно не проявляет интереса к горшку ни в два, ни в три и даже ни
в три с половиной года.
Но если вы проявляете нетерпение в
ожидании этого дня и пытаетесь форсировать события, вы постараетесь
посадить ребенка на горшок раньше, чем он будет к этому готов
эмоционально, физически и интеллектуально. Как следствие, малыш ощутит
неудобство и неспособность справиться с ситуацией. Это повлечет за
собой многочисленные неприятности, которые малыш будет воспринимать как
неудачи, а в его сознании утвердится стойкая мысль, что все это ему не
по силам. И тогда ребенок будет сопротивляться самой идее обучения;
горшок для него станет полем битвы, борьбы характеров и воли. Поскольку
вы не сможете контролировать деятельность пищеварительного тракта и
мочеполовой системы, эту «битву» может выиграть малыш.
Такой
подход выглядит разумным на бумаге, что объясняет такое широкое его
распространение. Кроме того, в отношении многих детей он действительно
верен - может быть, даже для большинства, но не для всех. Многие
родители, пытавшиеся действовать по этой методике, сообщали, что в
течение курса у их детей не отмечалось никакого прогресса,
предсказанного специалистами. Вот некоторые цитаты из их жалоб: «Моему ребенку уже больше трех лет, но он не проявляет ни малейшего интереса к тому, чтобы учиться пользоваться горшком». «Мой
малыш вначале заинтересовался, а потом по какой-то причине (может быть,
из-за неудачного опыта или от скуки, что больше не происходит ничего
нового) перестал пользоваться горшком». «Мой сын говорит, что не хочет быть «большим мальчиком», ему нравятся его подгузники и он не желает расставаться с ними!» «Мою
дочь совершенно не волнует мокрая попка, и нам кажется, что ей
нравится, когда по первому зову слуги (родители) меняют ей подгузники».
Родители рассказывали, что они терпеливо ждали. Но когда ребенку
исполнилось три с половиной года, они с тревогой спрашивали себя : «Мой
малыш когда-нибудь захочет учиться этому?» Заметим, что такая
тенденция, когда ребенок в возрасте более четырех лет все еще не
пользуется горшком, отмечается все чаще. Это подтверждается появлением
новых подгузников супербольшого размера, предполагающих вес ребенка до
36 кг. Тогда родители снова обращаются за помощью к этим
специалистам и обнаруживают в их книгах примерно такие успокаивающие
строчки: «Не волнуйтесь - ведь еще ни один ребенок не отправился в
колледж в подгузнике!» Но ведь вовсе не это беспокоит родителей. Их
волнует, что ребенок не сможет пользоваться горшком в детском саду.
В
последнее время развернулось движение родителей во главе со
специалистами, являющимися противниками методики «ключевой роли
ребенка». Оно противопоставило ей строгий контроль родителей с начала и
до конца процесса. Самыми известными лидерами этого нового подхода
являются супруги Гари и Анна-Мария Эццо, которые руководят
Международной организацией помощи семьям («Growing Families
International parenting organization»), являются авторами
многочисленных книг по семейному воспитанию и Джон Роузмонд — автор
целого ряда трудов. Мы попытались обобщить суть этого подхода, который
условно назвали методом «родительской строгости».
Метод «родительской строгости»
состоит в том, что не следует оставлять за ребенком право определять,
когда и как обучаться какому-то важному жизненному навыку. Совершенно
очевидно, что это - область ответственности родителей. Вполне
естественно, что дети хотят и ожидают от взрослых принятия важных
решений и чувствуют себя растерянными и брошенными, когда этот груз
перекладывается на них. Детей можно довольно легко обучать в очень юном
возрасте (до двух лет). Они верят, что должны и могут делать то, чему
их учат, если в процессе обучения им предоставляются достаточные
возможности, поощрение и поддержка При этом родители должны играть
активную роль, по нескольку раз в день высаживая малыша на горшок и
ожидая столько, сколько понадобится ребенку, сделать все свои «дела».
Приучая
ребенка к горшку, родителям необходимо быть последовательными и не
надевать на него подгузник во время прогулок или визитов, а твердо
придерживаться обычного режима дня. Родителям необходимо хвалить
малыша за успех (только не перехвалите!). Их отношение должно
формулироваться так: «Ходить на горшок - обычное житейское дело, а не
огромное достижение». Никогда не следует наказывать малыша, если
произойдет «случайность». Но надо дать ему понять, что необходимо
пользоваться горшком. Всегда просите малыша помочь вам вытереть следы
«неприятности». Супруги Эццо и Роузмонд указывают, что они
основываются на методах, использовавшихся одно или два поколения тому
назад, и прекрасно зарекомендовавших себя. Мало кто из детей к трем
годам пользовался подгузниками. Сторонники противоположных
взглядов на обучение навыкам пользования горшком считают, что метод
«родительской строгости» разрушает зарождающееся чувство самоуважения
ребенка, и в некоторых случаях настолько травмирует детей, что, став
взрослыми, они могут оказаться пациентами психиатра. Они рассказывали,
как родители унижали их, заставляли стыдиться своих интимных мест и в
результате - они вообще медленно всему обучались. Сторонники
«родительской строгости» насмехаются над приверженцами идеи «ключевой
роли ребенка», считая их занудами, из-за которых вырастают чрезмерно
избалованные маленькие тираны, которые по собственной воле даже не
пойдут в ванную. Возможно, какие-то из этих взаимных обвинений и
верны, - мы не собираемся участвовать в этой полемике, потому что ни
одна из методик не отражает в полной мере нашу собственную концепцию.
Мы
призываем забыть о теоретических размышлениях на эту тему и применять
то, что будет лучше для вас и вашего ребенка. Если вы считаете, что еще
есть время и по характеру вы - спокойный и выдержанный человек, который
может ждать, пока ребенок сам задумается над этим вопросом, то
придерживайтесь этой линии поведения. Если же вы чувствуете, что еще
два года смены подгузников доведут вас до точки, покупайте горшок,
усаживайте на него малыша и начинайте работу.
Чтобы помочь
определить, какие условия и характеристики могут склонить вас к той или
иной точке зрения, мы составили список тезисов. Если вы хорошо знаете
себя и своего ребенка, уверены в своей правоте, значит, обязательно
найдете верный путь. Столкнувшись с проблемами, которые в форме
вопросов и ответов приведены далее, вы справитесь с ними, проявив
некоторую долю изобретательности. Всем без исключения родителям -
какого бы метода они ни придерживались и к каким бы советам ни
прислушивались - мы рекомендуем проявлять спокойствие и терпение,
потому что, как всем нам хорошо известно (а если не известно, то об
этом могут напомнить старые наклейки хиппи на бамперах машин): Всяко
бывает.
Помогите! В сентябре мой трехлетний сын идет в детский
сад. Там он должен уже обходиться без подгузника. Сейчас начало лета, а
он по-прежнему игнорирует горшок. Время бежит, а я не знаю, что делать.
Есть у вас какие-нибудь хорошие идеи? Да, и наше первое
предложение к вам: обучайтесь на улице. Пусть малыш бегает голеньким на
солнышке, а горшок стоит поблизости во дворе или рядом с задней дверью.
Включите разбрызгиватель, а затем скажите ребенку, что он и сам, когда
ему захочется писать, может так же «побрызгать» в горшок.
На
улице будет жарко, так что не сомневайтесь: малыш будет пить очень
много жидкости. Чем больше он будет пить, тем чаще ему понадобится
писать, а значит, будет возможность делать это в горшок. Рано или
поздно потребность «облегчиться» у малыша непременно совпадет с
необходимостью пользоваться горшком. Добившись первого успеха,
последовательно переходите к другим действиям, говоря малышу, что он
все сделал правильно. Скажите примерно следующее:
«Помнишь,
как ты прекрасно сходил на горшочек в последний раз? Ты много попил и
когда понял, что тебе надо пописать, ты взял горшочек и сделал это в
него. Теперь прошло время, ты опять много попил и сейчас самое время
попробовать снова. Может быть, у тебя получится второй раз подряд. Ну,
попробуй! Спорим, что ты сможешь!» (Примечание: бросать вызов можно не
каждому ребенку. Если вы убедитесь, что, получив от вас такой «толчок»,
малыш сможет сделать это, то добавьте эти слова. Однако некоторые дети
могут побаиваться делать то, что мама бросает им как вызов, так что
родителям пугливых и застенчивых детей следует избегать подобной
практики.)
Повторяйте свое приглашение, когда сочтете нужным.
В период обучения повторение и напоминание должны быть постоянными. (Вы
должны себе реально представлять, что дети нуждаются в напоминании
сходить в туалет и в семь лет, а некоторым родителям довольно долго
приходится спрашивать своих подросших детей, не нужно ли им сходить в
туалет.) Только путем длительной практики у вашего малыша выработается
собственное понимание того, когда и как часто ему надо «сходить» на
горшок. Частые напоминания необходимы не только потому, что малышей
отличает рассеянное внимание и они легко отвлекаются, но еще и потому,
что их жизненный опыт слишком мал и они нуждаются в помощи и поддержке.
Одним из значительных преимуществ обучения на свежем воздухе
является то, что вам легко будет справиться, если малыш вдруг оплошает.
Просто ополосните его и скажите: «Ну и ну! Но в следующий раз ты
успеешь на горшочек!» В случае подобной «неожиданности» на одежде
появляются пятна, и она начинает плохо пахнуть. Это может сильно
обескуражить ребенка. Он решит, что вся эта история с горшком слишком
сложна, и захочет вернуться к подгузникам.
Помимо того что
обучение вашего трехлетнего малыша на свежем воздухе приятно благодаря
теплой погоде, его можно сделать и веселым. Вот некоторые приемы: Точный выстрел в горшок.
Закажите по каталогу или купите в магазине детских товаров мишени;
кладите их на дно горшка и пусть малыш попробует попасть струей мочи в
центр мишени. Кораблики и рыбки в горшке. Эти вырезанные из
шелковой бумаги предметы разного размера и формы, которые ваш малыш
должен попытаться потопить, писая на них, продаются в тех же магазинах,
что и мишени, или же вы их легко можете сделать сами. Пальчик в теплой воде.
Ваш малыш может посидеть на горшке, но не пописать, хотя вы уверены,
что его мочевой пузырь полон. Если минута-две прошли безрезультатно и
он говорит, что хочет встать, попросите его подождать минутку.
Принесите чашку с теплой водой и попросите малыша опустить в нее
пальчик (или всю ручку). Для большинства детей этого достаточно, чтобы
у них началось мочеиспускание. Еще несколько побуждающих способов:
шум текущей воды; теплая ванна; дать малышу выпить стакан теплой воды;
накормить соленой пищей, вызывающей жажду, что в свою очередь будет
способствовать увеличению количества выпитой жидкости и, следовательно,
потребности «сходить» на горшок. Карты «большого мальчика» или «большой девочки».
Можно купить (или, потратив некоторое количество времени и усилий,
сделать самим) карту успеха. На каждый день недели сделать несколько
прорезей или коробочек, и за каждое успешное использование горшка по
«малой» нужде кладите серебряную звездочку в соответствующую прорезь
или коробочку на карте, а по «большой» - золотую (или любой другой
формы и цвета, которые нравятся малышу). После того как наберется
несколько звездочек (скажем, за целый день успешного пользования
горшком), можно наградить малыша (игрушкой или чем-нибудь вкусненьким).
Вознаграждение «на месте». Многие родители используют для
награды конфеты типа «Херши Кисс» и «М&М», которые можно давать
маленькими порциями и которые являются быстрой и легкой «платой» за
каждое успешное пользование горшком. Некоторые родители считают, что за
исполнение «большой» нужды поощрение должно быть больше, и дают за это
больше конфет. (Родители, которым не хотят закреплять в сознании
ребенка мысль о том, что конфеты - самая желанная пища, могут заменить
их наклейками и т.п.) Большая отсроченная награда.
Предложите пойти в парк развлечений или в зоопарк, но скажите: «Мы с
удовольствием взяли бы тебя в (назовите это место), но это не очень
подходящее место для тех, кто носит подгузники. Там можно покататься
(или еще что-нибудь поделать), но тогда тебе весь день придется быть в
трусиках. Я знаю, что ты уже готов к этому, так что давай сделаем так:
всю эту неделю мы попробуем надевать трусики. Если сможешь всю неделю
ходить в трусиках и не будешь забывать пользоваться горшочком, то в
конце недели мы возьмем тебя с собой в (назовите место)». Вы не должны
ни требовать, ни ждать абсолютного успеха в течение этой недели и
заверить малыша, что одна - две «неудачи» не лишат его шансов. Если он
еще очень мал, не устанавливайте точного дня, а сами решите,
действительно ли он добился прогресса к концу недели, и наградите его.
Если же прогресса не отмечалось, скажите, что на ваш взгляд нужно
больше времени, чтобы понять, готов ли он отправиться на прогулку, и
дайте еще неделю. В конце второй недели, если малыш прилагал усилия и
тому есть подтверждение, он, безусловно, достоин награды (даже если ему
далеко не всегда удается успешно пользоваться горшочком). Приятное нижнее белье.
Вашему малышу может быть легче сохранять свои трусики сухими и чистыми,
если он выберет их сам в магазине и если они будут украшены фигурками
динозавров, обитателей джунглей или Винни Пуха и его друзей. (Можете
произнести низким рычащим голосом, имитируя голос Тигры: «Никто не
захочет писать и пачкать старого доброго Тигру!») Психологическая мотивация № 1.
Не думайте, что малыш беспокоится только о материальных поощрениях -
таких как конфеты, одежда и пр. Для него, несомненно, очень важно ваше
одобрение, но, поздравляя его, не переборщите с подарками и
«ахами-охами» по любому поводу - это должно восприниматься как обычное
действие. Ваш малыш вполне осознает, что пользоваться горшком хорошо,
но это делает не только он, но и другие дети. Это не покорение
Эвереста, так что не надо таким образом реагировать на удачу малыша.
Просто скажите: «Отличная работа, я знала, что ты сможешь сделать это!»
Заверьте его в том, что с самого начала верили в него. Психологическая мотивация №2.
Ваш малыш не только любит вас и ждет вашего одобрения, но он также
хочет быть похожим на тех, кем восхищается. Есть у него любимый книжный
герой? Может быть, он хочет быть похожим на Питера Пэна? Отлично, но
ведь тот не носил подгузников! (Они бы тянули его вниз, когда он
летал.) А может быть, он хочет быть похожим на какого-то киногероя?
(Только когда речь идет о горшке, не выбирайте в качестве героя
животное – даже такое, как Симба или Король Лев.) Не забудьте добавить,
что любимый герой тоже когда-то был обыкновенным маленьким мальчиком,
так же, как он, носил подгузники, а потом научился пользоваться
горшком. Одного не следует говорить: какой-то знакомый малышу ребенок
уже научился «ходить» на горшок. Это непродуктивно, потому что ваш
малыш тут же решит, что слишком трудно научиться чему-то на примере
другого ребенка. Более того, он возненавидит этого ребенка, особенно
если это его брат или сестра! В качестве побудительного мотива можно
использовать примеры взрослых людей (любимая воспитательница в детском
саду или кто-то из взрослых родственников могут быть хорошим выбором).
Что не следует делать, приучая ребёнка к горшку.
Мы
всегда советуем родителям доверять собственным чувствам и интуиции в
воспитании ребёнка. Когда же речь заходит о необходимости приучать к
горшку, мы настоятельно рекомендуем соблюдать некоторые правила: 1. Не угрожайте ребёнку и не наказывайте его.
Когда приучаете малыша пользоваться горшком, лучше применять методы
поощрения за успехи, чем наказание за неудачи. Наказание непродуктивно,
потому что, с точки зрения ребёнка, естественные нужды находятся вне
его контроля, а следовательно, и вне ответственности. Если его
наказывать до того, как он поверил, что контролирует эти процессы,
можно вызвать чувство страха и разочарования. 2. Не указывайте на других детей того же возраста, которые уже научились пользоваться горшком, потому что малыш скорее всего почувствует себя неспособным справиться с проблемой. 3. Не допускайте шуток, непонятных для малыша. В
процессе обучения следите за своими словами. Иногда взрослые, не
задумываясь, допускают вульгарные или насмешливые выражения на
«туалетную» тему, совершенно забывая, что их могут услышать маленькие
дети. Например, если малыш услышит выражение «наложил здоровую кучу»,
он может испугаться, задумавшись о том, что с ним тоже может произойти
что-нибудь подобное на горшочке. 4. Не начинайте приучать ребёнка пользоваться горшком в периоды больших изменений или стрессов. Не стоит начинать обучение: • непосредственно до или непосредственно после рождения брата или сестры • непосредственно до или непосредственно после переезда в новый дом • в течение первых недель общения с новой няней или в новых условиях дневного ухода • во время болезни (как ребёнка, так и родителя) • во время ссоры или развода родителей.
И последнее замечание, касающееся «аварий»
у четырех-, пятилетних детей обоего пола, особенно у мальчиков: не
ждите сухих трусиков по ночам. Для детей этого возраста совершенно
нормально писаться в кровати по ночам. В большинстве случаев эта
проблема разрешается сама собой, когда мочевой пузырь сможет удерживать
большое количество мочи в течение восьми-девяти часов. Если вам надоело
менять простыни, воспользуйтесь водонепроницаемыми подкладками,
застилая их между простыней и попкой ребенка. Можно укладывать малыша
спать в подгузнике так долго, как вы сочтете нужным (сейчас продаются
подгузники большого размера). Если же ребенку почти шесть лет и он
просыпается мокрым, поговорите с врачом, обсудите с ним все «за» и
«против» различных методов лечения. Сейчас их немало.