Ура! Ребенку исполнился год! Но
что такое с ним происходит? Почему он стал такой непослушный? Почему он
не реагирует на слово «нельзя» или реагирует, но совсем не так, как
хотелось бы?
Да, это все признаки кризисного периода,
который начинается примерно в этом возрасте (но может и чуть раньше или
чуть позже). У ребенка происходит просто всплеск самостоятельности. А
также он начинает очень сильно эмоционально реагировать на непонимание
взрослыми его желаний, жестов, мимики, или на невыполнение.
А
этого, кстати не избежать, т.к. малыш уже ходит или активно ползает по
дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него
предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать
электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду, книги и
т.д и т.п. Не все желания ребенка выполнимы потому что его действия
могут причинить вред ему самому или окружающим.
Разумеется,
ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период
оно приобретает особую актуальность. Но уверяю вас, что, в основном,
все эти реакции терпимы и преодолимы.
Бывают отдельные ситуации
в некоторых семьях, где дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют
по нему руками и ногами. Чаще всего проявление сильных эмоциональных
реакций у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это
или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений
самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых,
когда сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе
– ни в коем случае.
Что нужно делать, чтобы вы и ваш ребенок благополучно пережили кризис первого года?
Во-первых, предоставить малышу больше самостоятельности (в допустимых пределах, конечно).
Во-вторых, проявлять терпение и выдержку (сами не выходите из себя, а то и у вас начнется кризис).
В-третьих, будьте последовательны в своих требованиях к ребенку (если нельзя, то нельзя всегда, а если можно, то можно всегда).
Ну, о трудностях поговорили, теперь поговорим о хорошем.
Именно в этот период у ребенка появляется своеобразная детская речь.
Она, конечно, отличается от «взрослой» и по звукам, и по смыслу, но по
своему звучанию иногда напоминает «взрослую». Ребенка еще сложно
понимать, его речь понятна только самым близким людям, постоянно
находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов. Общение с
другими взрослыми с помощью такой речи почти невозможно, хотя здесь
могут помочь неязыковые средства – жесты и выразительная мимика
ребенка, сопровождающие непонятные слова.