Темпы роста и прибавок массы немного снижаются: теперь это 2,5 см и 750 граммов. Колики забыты, как страшный сон и маленький человек начинает семимильными шагами двигаться в сторону «взрослости».
Физическое развитие этого месяца:
- Может переворачиваться со спины на живот или с живота на спину; - Хорошо держит голову короткое время - Поворачивает ее во все стороны, когда сидит или лежит; - Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке, толкаясь ножками; - Фокусирует взгляд на предметах, хватает погремушку и тащит ее в рот; - Рассматривает то место, откуда упал предмет - Может произвольно держать игрушку, трясти и двигать ее.
Интеллектуальное развитие этого месяца:
- Смеется, когда с ним общаются; - Плачет, если игра прервана; - Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему; - Вокализирует, чтобы начать «разговор»; - Смеется, когда его щекочут; - Затихает, когда слышит музыку; - Активно играет в течение одного-двух часов; - С удовольствием произносит новые звуки и подражает различным интонациям.
Введение прикормов
Многие
педиатры считают, что в возрасте старше 4-х месяцев ребенок готов к
вводу прикормов. О готовности к прикорму вашего ребенка можно судить
лишь по наличию совокупности факторов:
- Возраст не менее 4х месяцев (для деток, которые родились раньше срока, за основу берется гестационный возраст); - Ребенок удвоил вес от рождения. Для недоношенных деток - коэффициент х2,5. -
У ребенка ушел выталкивающий рефлекс языка. Есть дать малышу попить из
ложки, то ее содержимое не окажется на подбородке (а прикорм даем
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с ложки, чтобы он проходил обработку слюной). -
Ребенок умеет сидеть. Может наклониться корпусом по направлению к ложке
или отклониться назад, отказываясь от еды. Умеет контролировать поворот
головы - может в случае отказа отвернуться. Или наклонить голову. -
Если малыш - искусственник, то ест более литра смеси в день, и не
наедается. Если на грудном вскармливании, то в каждое кормление съедает
обе груди и очень хочет еще. - Ребенок может что-либо зажать в кулачок и засунуть целенаправленно в ротик. - И главное - дети проявляют ОГРОМНЫЙ интерес к
пище родителей и стремятся ее попробовать. Природа сама дает знать,
когда организм ребенка уже в состоянии принять иную еду, кроме
адаптированной (смесь или молоко мамы).
Из книги Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш: от рождения до двух лет».
«Основной навык этого месяца - бинокулярное зрение. Вы уже научились
внимательно наблюдать за развитием ребенка и замечаете, что каждая
следующая ступень сопровождается появлением того или иного навыка,
который впоследствии разрастается в целый набор умений и возможностей.
Основным
таким навыком 4-го месяца жизни является бинокулярное зрение (двумя
глазами). С этого времени вашему малышу обеспечена большая глубина
восприятия. А это не что иное, как способность точно определять
расстояние до предмета, на который смотришь. Вспомните, как вел себя
малыш месяц назад. Теперь он не промахнется, задумав схватить игрушку,
потому что в состоянии сфокусировать на ней взгляд.
С развитием
бинокулярного зрения у ребенка улучшается способность следить за
чем-нибудь глазами. Понаблюдайте, как он фиксирует взгляд на движущемся
предмете или качающейся из стороны в сторону игрушке. К тому же, теперь
он поворачивается на все 180 градусов, и, когда наблюдает за движущимся
объектом, его голова и глаза двигаются синхронно.
Смотреть и
разглядывать. Разглядывать - это больше, чем просто видеть. Этот
процесс предполагает не только некоторую осмысленность, но и умение
поворачивать глаза и голову так, чтобы не упустить из виду интересующий
вас предмет. Чтобы определить, насколько малыш продвинулся в освоении
этого навыка, попробуйте совместную игру в разглядывание. Когда ребенок
будет в состоянии сосредоточенного спокойствия, установите с ним
фиксированный визуальный контакт. Затем медленно отклоните голову и
посмотрите, как он повернет свою головку вслед за вашей. Разверните его
от себя на 180 градусов, и он начнет поворачивать голову, чтобы
по-прежнему видеть ваше лицо. Это и есть разглядывание - удивительная
способность зрения, позволяющая ребенку изучать интересующие его
предметы окружающего мира.»