На рубеже первого и второго полугодия (в 4-6 месяцев) в жизни малыша
происходит важное событие – появляется целенаправленное схватывание и
удержание предметов. Наконец ребенок может самостоятельно, без участия
мамы достать, потрогать и взять в руки интересный для него предмет. Эта
новая способность младенца порождает новые отношения со взрослым,
требует новых игр и игрушек.
Радость хватания
Умеющий
действовать с предметами малыш становится в особую позицию по отношению
к взрослому. Прежнее, чисто эмоциональное общение отодвигается на
второй план. Это ярко проявляется в поведении младенца. Если взять 7—8-
месячного ребенка на руки и попробовать просто улыбаться и ласково
разговаривать с ним, скорее всего он решительно отодвинет ваше
приветливое лицо и будет хватать все доступные и недоступные для
манипулирования предметы - волосы, воротник, бусы, серьги и т.д.
Малышу, конечно же, по-прежнему нужны ласки взрослого, но все чаще он
стремится переключить внимание мамы на окружающие предметы. Ему гораздо
интереснее наблюдать за тем, как взрослый играет с игрушкой, чем
слушать обращенные к нему ласковые речи. Малыш все настойчивее
переключает взаимодействие в русло совместной игры с предметами. Если
предметов нет, он требует, чтобы с ним играли в другие игры с
движениями, например, «в козу» или "«по ровненькой дорожке». Простого
«сюсюканья», которое вполне удовлетворяло его всего 2-3 месяца назад,
ребенку уже недостаточно. Ему нужно что-то делать самому или вместе со
взрослым. А это означает, что крохе постоянно нужны новые предметы и
игрушки. Теперь взрослый выступает для ребенка не только как любящий
человек, но, прежде всего, как источник новых игрушек и партнер по
совместным действиям с предметами. Овладение схватыванием
предметов производит целую революцию в отношении младенца к миру. В
этом возрасте бурно проявляется интерес малыша к предметам - он
стремится потрогать все, что видит. У него нет и не может быть
равнодушного, созерцательного отношения к окружающим предметам. Когда
младенец сидит на своем стульчике за столом, все, до чего он может
дотянуться, попадает ему в руки, в рот, летит на пол. Его одолевает
неудержимое желание схватить, попробовать на вкус, помахать, постучать,
бросить любой предмет, попавшийся на глаза. И эти бессмысленные на
взгляд взрослого движения приносят малышу огромную радость и
удовольствие. Но не только. Со второго полугодия манипулирование
предметами становится главной деятельностью ребенка. Именно в ней
происходит развитие всех сторон психики младенца. Дело в том, что
действия с предметами во втором полугодии дают не только радость
движения, но развивают восприятие, мышление, познавательную активность
и другие важнейшие способности. И, конечно же, на протяжении этого
периода совершенствуется сам характер действий с предметами.
Как играть с младенцем
Сначала
собственный арсенал предметных действий весьма ограничен. Всеми
предметами малыш действует одинаково: трогает, ощупывает, бросает,
трясет, тянет в рот и пр. Поскольку эти действия не зависят от качества
и назначения предметов, их называют неспецифическими. Такие действия
примитивны, однообразны, поэтому его интерес к конкретной вещи быстро
иссякает и переключается на новую. Вместе с тем, на протяжении
второго полугодия происходит интенсивное развитие хватательных движений
и манипулятивных действий младенца. В 5-6 месяцев все предметы ребенок
пытается схватить одинаково - прижимая пальцы к ладони. Рука,
протягиваемая к предмету, движется не по прямой линии, а петлеобразно,
она как бы тянется к предмету наугад, при этом малыш часто
«промахивается» и хватает воздух. После 6-7 месяцев происходит
дальнейшее совершенствование хватания и усложнение манипулятивных
действий. Однако такое усложнение происходит не само собой, а в
практике совместных игр со взрослыми. Понятно, что все предметы
попадают в руки младенца, появляются в поле зрения или исчезают только
благодаря взрослому. Вы можете помочь малышу усовершенствовать
движения. Так, для развития точности движений полезны игры, в
которых взрослый меняет положение предмета, а малыш ищет его и пытается
схватить, меняя при этом направление движений. Покажите ребенку игрушку
с близкого расстояния, потом отодвиньте ее на расстояние вытянутой
руки, пусть он потянется и попытается схватить игрушку, и сразу
отодвиньте ее в сторону. Передвигайте предмет на глазах малыша то
вправо, то влево, а он будет пытаться схватить убегающую игрушку
(разумеется, его попытки не должны продолжаться слишком долго). Другое
направление помощи заключается в раскрытии руки и ее подстройке к форме
и размеру предмета. В первом полугодии кулачки младенца плотно сжаты.
По мере того как он овладевает хватательными движениями, его ручки как
бы раскрываются, становятся все более гибкими, подвижными и готовыми к
действию. Для этого важно вкладывать в ладошку малыша предметы разной
формы и величины, чтобы он почувствовал предмет и подстроил к нему свою
руку. Сначала появляется противопоставление большого пальца всем
остальным. Постепенно расположение пальцев будет все больше зависеть от
того, какой предмет берет ребенок: мячик или шарик берется
растопыренными пальцами, палочка – всей ладошкой, шнурок – кончиками
пальцев и пр. Таким образом, с помощью взрослого, постепенно возникает
координация руки и глаза, которая является основой всех человеческих
действий и движений. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в
том, что младенец начинает действовать не одной, а одновременно двумя
руками, и, соответственно, двумя предметами. Это принципиально новые
действия, которые требуют согласованного движения двух рук и открывают
неизмеримо большие возможности. Простейший пример такого действия –
постукивание двумя погремушками или формочками. Малыш стремится
приблизить один предмет к другому, всунуть или вложить один в другой,
положить, поставить или нанизать друг на друга и пр. Результатом таких
действий становится попадание предмета в определенное место или
приведение двух предметов в определенное взаимное положение. Этот
результат очевиден для ребенка и приносит ему большое удовольствие. С
помощью взрослого возможности младенца существенно расширяются:
взрослый демонстрирует различные предметы и новые способы действия с
ними. Он показывает, что мячик можно катать, кольцо пирамидки надевать
на стержень, волчок крутить, вкладыши вкладывать один в другой и пр.
Овладевая этими навыками, малыш переходит к специфическим действиям с
предметами, которые он осваивает только к концу года и для которых
нужны самые разные игрушки.
Развивающая роль погремушки
Самой
нужной и традиционной игрушкой для младенца была и остается погремушка.
Однако далеко не все родители понимают, что погремушка – это не только
забава или средство успокоения малыша, но и настоящая развивающая
игрушка, особенно для младенца второго полугодия. В этот период
появляется и ярко проявляется направленность на результат своих
действий. Ребенок замечает те изменения, которые он сам производит. Он
чувствует эффект собственных действий и следовательно чувствует самого
себя. И в этом, конечно же, помогают погремушки. Их звон или грохот,
перекатывание шариков или мелькание блестящих бумажек усиливают
результат движений младенца, делают простое размахивание видимым,
слышимым, эффектным. Малыш с восторгом замечает этот результат и
стремится еще и еще раз воспроизвести его. Такое извлечение звуков и
размахивание в этом возрасте чрезвычайно полезно, потому что позволяет
младенцу почувствовать свою самостоятельность и свои возможности. Он
учится управлять своими движениями и произвольно воспроизводить их.
Соответственно, чем ярче, звучнее и эффектнее погремушка, тем лучше.
Подходящими могут быть простые погремушки на палочке, или на кольце,
или в форме булавы (их удобно держать). Как ни странно, младенцу еще
безразлично, что именно изображает погремушка: какой она геометрической
формы, какого цвета или какое животное на ней нарисовано. Главное,
чтобы движения ребенка давали зримый и слышимый результат. Естественно,
грохот или вид не должен пугать малыша. Важно также, чтобы игрушка была
легкой и удобной для схватывания и удержания в еще слабых ручках крохи.
Конечно же, результат своих действий дают почувствовать не только
погремушки. Любые, даже простейшие действия - толкание, сжимание
резиновых пищалок, приближение и удаление предметов, вызывают тот или
иной результат. Игрушки-пищалки (писк резиновых пупсиков или птичек,
если они, конечно же, легко сжимаются) также дают хорошую возможность
ощутить свою силу. Ребенок начинает замечать этот результат и активно
его воспроизводит. К тому же пищалки помогают отработать очень полезное
действие сжимания. К концу года дети замечают не только прямые, но
и косвенные результаты своих действий – они понимают, что, потянув за
веревочку, можно притянуть к себе привязанный к ней предмет, сняв
трубку телефона – услышать гудок. Многие малыши ловко управляют пультом
телевизора, включая и выключая его. Все эти действия приносят детям
огромное удовольствие, и они стремятся многократно воспроизводить их.
Игры и игрушки, развивающие мышление
Как
ни странно, наилучшие условия для умственного развития ребенка создают
разнообразные простые действия - манипулирование с предметами. Таким
образом, малыш познает свойства предметов, формирует свои представления
о них, устанавливает простейшие связи и зависимости в предметном мире.
Кроме того, в действиях с предметами начинает формироваться
познавательная активность, которая является первым шагом к самым разным
видам мышления человека. К 8-9 месяцам малыша начинают привлекать
не только действия и их результаты, но и свойства предметов, благодаря
которым эти результаты становятся возможными. Об этом говорит изменение
отношения к незнакомым предметам. Новизна привлекает ребенка на
протяжении всего первого года, но до известного момента новый предмет –
это только новый материал для известных и привычных манипуляций.
Появление интереса к свойствам нового предмета выражается в том, что
прежде чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок как бы
исследует его: рассматривает, ощупывает, переворачивает, медленно
двигает и лишь после такого обследования начинает манипулировать,
причем не механически, а как бы выясняя, для чего этот предмет
пригоден. Постепенно за меняющимися впечатлениями предмет начинает
выступать для ребенка как нечто постоянно существующее, имеющее
неизменные свойства. В 8-9 месяцев дети уже понимают, что предметы,
исчезнувшие из поля их зрения, не перестали существовать, а просто
находятся в другом месте; они уже настойчиво ищут спрятанные предметы.
«Прятки с игрушками» становятся любимой забавой малышей. Если на глазах
ребенка накрыть платочком знакомую игрушку, он с восторгом снимет
покрытие и обнаружит спрятанную игрушку. Такие игры не только забавляют
ребенка, но способствуют формированию представлений детей о постоянстве
предметов. Спрятанный предмет уже не исчезает для младенца, а
продолжает существовать в его сознании. Кроме того, платочки и
тряпочки дают возможность для самых разнообразных действий младенца:
накрывать себя, засовывать в разные емкости, заворачивать в них разные
игрушки. Примерно к этому же возрасту дети начинают узнавать
предметы независимо от их положения в пространстве и правильно
определяют величину предметов, независимо от расстояния до них. Таким
образом, получаемые при манипулировании впечатления складываются в
образы восприятия, которые являются основой для элементарных форм
мышления. Между прочим, второе полугодие иногда так и называют –
возраст ползунков, а характерная младенческая одежда носит название
«ползунки». Однако ползать малыш научится не сразу. Важную роль в
обучении ползанию могут сыграть привлекательные игрушки, которые
стимулируют движение вперед. Убегающие мячики, шарики или колобки,
неваляшки или машинки побуждают малыша скорее двигаться к ним и
помогают почувствовать собственные возможности в овладении пространства
Занимаясь с игрушками, младенец знакомится с разнообразными
свойствами предметов – их формой, величиной, весом, плотностью,
устойчивостью и пр. Мы уже говорили, что, играя с игрушками, ребенок
подстраивает свою руку к предмету. Предмет как бы «учит» руку
подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки. К 10-11 месяцу
это «обучение» приводит к тому, что, посмотрев на предмет, кроха
складывает свои пальцы в соответствии с его формой и величиной.
Изменение положения пальцев, в то время как рука малыша тянется к
предмету, может служить хорошим показателем того, что он уже
ориентируется в форме и величине. Складывается зрительное восприятие
формы и величины. Кроме формы и величины, манипулирование с
предметами приводит к открытию в предметах все новых и новых свойств:
перемещение, падение, звучание, мягкость или твердость, сжимаемость,
устойчивость и пр. Для чувственного познания этих свойств важно
обогащать сенсорный опыт ребенка, предлагая ему самые разные игрушки –
твердые и мягкие, наполненные крупой или горохом, шуршащие или
звенящие, круглые и плоские. Такими предметами могут быть не только
игрушки, но и разного рода домашняя утварь: крышки от кастрюль, миски,
скалки, ложки и пр. Малыш может засовывать разные предметы в кастрюлю,
примерять крышки разного размера, стучать ложкой по столу. Таким
образом кроха развивает свое восприятие и начинает понимать, что разные
предметы устроены по-разному и требуют разных способов действия.
Однако, все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда он
действует – как только прекращается действие, исчезает и «знание».
Поэтому он готов вновь и вновь возвращаться к этим занятиям. Переход
к манипулированию двумя предметами открывает новые свойства –
возможность разобрать на части, найти один предмет внутри другого (на,
над или под другим), обнаружить перемещения одного предмета под
воздействием другого и пр. Для этого нужны уже не простые погремушки, а
сложные, составные игрушки, где необходимо действовать двумя руками.
Например, вращать пальчиком шарик, передвигать детали игрушки по
проволочкам, тянуть за веревочку и пр. Игра с такими составными
игрушками, имеющими несколько частей, открывает новые возможности для
развития мышления. Важнейшей предпосылкой становления мышления в
младенческом возрасте является развитие познавательной активности.
Обнаружение спрятанных в коробочке игрушек, случайное открытие новых
явлений (например, если перевернуть бутылочку, из нее польется
жидкость), обследование непонятных предметов побуждает малыша к новым
экспериментам и рождает познавательную потребность. Пробуждению
данной потребности способствуют многочисленные современные игрушки,
требующие простых, но разнообразных действий, таких, как вкладывание и
выкладывание, вращение, перемещение, нажимание и пр. Эти игрушки дают
малышу массу новых впечатлений. Например, большой мягкий кубик с
углублениями, в которые можно прятать, а потом доставать рыбку, мышку,
шарик и пр. (все эти элементы игрушки прикреплены к ее основанию на
веревочках). Или яблоко из двух половинок, открыв его, можно обнаружить
червячка, который то вытягивается, то сжимается. Или многочисленные
музыкальные игрушки с сюрпризом – нажмешь кнопочку и услышишь
удивительную музыку. Таких игрушек сейчас множество (. Очень полезны
для младенца всевозможные развивающие коврики, оснащенные разными
кармашками, пуговками, шуршалками, пищалками и пр. Все это разнообразие
надолго занимает малыша и позволяет ему осваивать разные действия
самостоятельно. Во втором полугодии ребенок проходит большой путь
от простого схватывания предмета до исследования окружающего мира.
Однако следует подчеркнуть, что познавательная активность и
исследовательская деятельность крохи во многом определяется вашим
участием. Малышу необходима не только организация разнообразного и
безопасного пространства, но и ваша эмоциональная включенность:
радуйтесь и удивляйтесь вместе с ним. Только вместе с вами, открывая
разные коробочки и разные свойства известных предметов, ребенок
совершает свои первые открытия в своем еще маленьком и близком мире.
Игрушки, необходимые малышу от 6 месяцев до года:
- Погремушки - Резиновые игрушки-пищалки - Мячики, шарики, кукла-неваляшка, машинки -
Платочки и тряпочки, дающие возможность для самых разнообразных
действий младенца: накрывать себя, заворачивать в них разные игрушки и
т.п.
Для обогащения сенсорного
опыта ребенка ему необходимы самые разные игрушки – твердые и мягкие,
наполненные крупой или горохом, шуршащие или звенящие, круглые и
плоские и.т.д. Игрушки, требующие простых, но разнообразных действий,
таких как вкладывание и выкладывание, вращение, перемещение, нажимание
и т.п. Например, лабиринт, по проволочкам которого нужно передвигать
детали, развивающие коврики, оснащенные разными кармашками, пуговками,
застежками, музыкальные игрушки.